Квалификационные характеристики
Квалификационная характеристика специалиста специальности 5-04-0421-01 «Правоведение»
1. Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать правовые и моральные нормы, регулирующие социальные отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к развитию активной гражданской позиции; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
2. Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- государственном устройстве Республики Беларусь, экономических, социально-политических и иных общественных процессах, происходящих в государстве и мировом сообществе, исторических, экономических, социально-политических и иных закономерностях развития общества;
- законодательстве Республики Беларусь;
- способах реализации правовых норм;
- формах рациональной организации профессиональной деятельности;
- использовании и применении средств вычислительной техники и информационных технологий в профессиональной деятельности;
- методах сбора, анализа, обработки информации;
- оформлении деловой документации;
- формах и методах повышения квалификации кадров;
- вопросах рационального и эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, обеспечения охраны труда, охраны окружающей среды и энергосбережения;
- методах управления первичными коллективами предприятия;
- методах распространения правовых знаний;
- вопросах психологии и этики делового общения;
- вопросах соблюдения безопасных условий труда.
Квалификационная характеристика специалиста специальности 5-04-0311-01 «Планово-экономическая и аналитическая деятельность»
1. Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к развитию активной гражданской позиции; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами по работе, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
2. Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- вопросах экономического развития отраслей экономики Республики Беларусь;
- формах и методах государственного регулирования, направлениях бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики государства;
- вопросах государственного регулирования и механизме формирования цен на продукцию, товары и услуги;
- области планирования технического, экономического и социального развития предприятия и его структурных подразделений;
- вопросах управления финансами на предприятии, методах их эффективности использования, порядке финансирования хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений;
- вопросах организации профессиональной деятельности на основе нормативных правовых актов Республики Беларусь;
- вопросах организации учета и контроля выполнения договорных обязательств на предприятии и в его структурных подразделениях;
- вопросах организации современных технологических процессов;
- вопросах учета и контроля выполнения плановых заданий по производству и реализации продукции (товаров и услуг) предприятий и его структурных подразделений;
- вопросах нормирования и обеспечения рационального и эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, оборотных средств;
- вопросах организации нормирования и учета расхода энергоресурсов, технико-экономической оценке энергосберегающих мероприятий;
- вопросах организации и проведения статистических наблюдений, обобщении полученных результатов и формулировании аналитических выводов;
- вопросах организации контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- вопросах планирования и прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;
- вопросах внедрения и укрепления хозяйственного расчета на предприятии и в его структурных подразделениях;
- вопросах организации делопроизводства, оформления деловой документации, используемой на предприятии и в его структурных подразделениях;
- вопросах организации предпринимательской и коммерческой деятельности;
- вопросах оценки уровня качества продукции и повышения ее конкурентоспособности;
- вопросах формирования спроса на выпускаемую новую продукцию;
- вопросах оценки имущества предприятия;
- области инновационной и инвестиционной деятельности предприятия;
- вопросах организации бухгалтерского учета на предприятии, составлении и заполнении форм бухгалтерской и статистической отчетности;
- экономических и организационно-распорядительных, социально-психологических методах управления первичными коллективами предприятия;
- области психологии личности и коллектива, этических и правовых нормах общения, приемах и технике делового общения;
- правовых вопросах охраны труда и охраны окружающей среды;
- вопросах обеспечения безопасных условий труда.
Квалификационная характеристика специалиста специальности 5-04-0612-02 «Разработка и сопровождение программного обеспечения информационных систем»
1. Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к развитию активной гражданской позиции; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
2. Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- теории множеств, теории графов, законах алгебры логики;
- методах численного решения прикладных задач;
- элементах теории вероятностей и математической статистики;
- методах построения математических моделей и особенностях моделирования в различных предметных областях;
- способах описания алгоритмов и правилах их использования в процессе разработки программного обеспечения;
- способах представления информации и ее преобразования в электронной вычислительной машине (ЭВМ);
- видах машинных носителей информации, правилах их хранения и эксплуатации;
- методах и технических средствах обеспечения защиты информации;
- принципах организации вычислительного процесса;
- особенностях программного обеспечения персональных ЭВМ (ПЭВМ);
- типах, функциях и основных возможностях операционных систем;
- принципах управления ресурсами ПЭВМ, способах организации файловой системы;
- классификации, особенностях и областях применения языков программирования;
- критериях выбора языка программирования и среды разработки программных средств;
- методах разработки, откладки и верификации программ;
- способах проведения тестирования программных и аппаратных средств;
- современных технологиях разработки программного обеспечения;
- конструктивных особенностях, технических и эксплуатационных характеристиках современных вычислительных средств;
- типах, структуре, способах коммутации и передачи данных в вычислительных сетях, системе защиты информации и особенностях программного обеспечения вычислительных сетей;
- методике расчета и обоснования норм времени, использования материалов и энергоресурсов;
- особенностях организации труда руководителя, организационных структурах и методах управления подразделением и персоналом, формах и системе оплаты труда;
- стратегии маркетинговых исследований;
- основах законодательства защиты интеллектуальной собственности и авторского права;
- правилах поведения технической документации и внесения в нее необходимых изменений;
- стандартах, нормативах и справочных материалах по проектированию, разработке и оформлению технической документации;
- системах стандартизации и сертификации изделий и услуг;
- системе организации охрана труда;
- сущности экологического права, способах и средствах предупреждения экологических правонарушений.
Квалификационная характеристика специалиста специальности 5-04-1013-02 «Организация гостиничных услуг»
1. Общие требования к специалисту
Профессия «специалист по гостиничному сервису» требует постоянного развития собственной личности и профессиональных навыков. Работник должен быть: открытым; коммуникабельным; толерантным; почтительным. Этот бизнес не приемлет халатности и расслабленности. Работник должен «сохранять свое лицо» независимо от своего состояния и воздействия каких-либо обстоятельств.
2. Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- участвовать в проведении мероприятий по продвижению гостиничных услуг (рекламных компаний, презентаций, выставках, распространение рекламного материала и пр.);
- оформлять необходимую документацию (договора, заявки, бланки и т.д.) и вести статистическую отчетность оказанных гостиничных услуг;
- участвовать в разработке новых гостиничных услуг в соответствии с изменяющимися требованиями рынка;
- организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы;
- организовывать и выполнять работу по предоставлению основных и дополнительных услуг (питания в номерах (room-service), оздоровительных услуг, бытовых услуг и т.д.);
- оформлять деловую документацию в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству;
- осуществлять расчет за проживание и предоставленные услуги;
- осуществлять сбор и анализ замечаний и предложений потребителей к организации гостиничного обслуживания, принимает необходимые меры по устранению недостатков и повышению качества предоставляемых услуг;
- организовывать рекламу и продажу потребителям гостиничных услуг;
- контролировать надлежащее исполнение оказываемых (предоставляемых) гостиничных услуг;
- обеспечивать соблюдения мер безопасности (на рабочем месте, в структурном подразделении);
- обеспечивать соблюдение стандартов качества при оказании гостиничных услуг;
- координировать поведение проживающих при наступлении чрезвычайной ситуации, оказывать в необходимых случаях первую медицинскую помощь, организовывать вызов соответствующих служб (скорой помощи, спасателей и т.д.);
- анализировать замечания и предложения гостей относительно качества оказанных гостиничных услуг;
- проводить маркетинговые исследования спроса и предложения на гостиничные услуги;
- участвовать в разработке рекламных материалов, каталогов, брошюр и пр.;
- вести установленную отчетность;
- консультировать клиентов по всем вопросам, касающимся правил порядка и условий предоставления гостиничных услуг;
- осуществлять консультации потребителей по выбору мест отдыха, программ экскурсии, порядка и условий предоставления туристско-экскурсионных и гостиничных услуг;
- обеспечивать потребителей необходимыми рекламно-информационными материалами по интересующим предоставления туристско-экскурсионных и гостиничных услуг, в том числе агроэкотуризму;
- предоставлять клиентам гостиничные услуги в соответствии с утвержденными руководителем гостиничной организации документами, предусмотренными национальным законодательством;
- осуществлять гостиничное обслуживание;
- проводить инструктаж гостей по соблюдению правил пребывания, обеспечению безопасности здоровья и жизни в стране (регионе) пребывания, о факторах риска на каждом конкретном объекте;
- оказывать персональные и дополнительные услуги по стирке и чистке одежды, питанию в номерах, предоставлению бизнес-услуг, SPA-услуг, туристическо-экскурсионного обслуживания, транспортного обслуживания, обеспечивать хранение ценностей проживающих;
- организовывать взаимодействие с транспортными организациями, турагентствами;
- определять эффективную форму продаж гостиничных услуг;
- оценивать эффективность коммерческой деятельности;
- ориентироваться в общих вопросах психологии и этики деловых отношений, поддерживать служебные взаимоотношения, избегать конфликтных ситуаций, изыскивать пути оптимизации морально-психологического климата в коллективе;
- ориентироваться в развитии международного гостиничного бизнеса;
- поддерживать партнерские взаимоотношения в коллективе и стимулировать творческую инициативу;
- владеть методами и способами самоконтроля и коррекции собственных действий на каждом этапе работы;
- соблюдать принципы профессионального поведения.